История

1939 г.

Образовано ОКБ по созданию автоматических самолетных воздушных винтов и их гидромеханических систем регулирования.

Официальным документом, определяющим факт образования предприятия, является Приказ Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР № 80/К от 22 марта 1939 г., которым главным конструктором ОКБ утвержден Жданов Константин Иванович.

В этом же году началось серийное производство первого отечественного автоматического винта АВ-1 с металлическими лопастями конструкции К.И. Жданова для оснащения самолетов И-16, И-153. С этого момента самолеты России и бывшего СССР (кроме спортивных самолетов и легкомоторной авиации последних лет) оснащались воздушными винтами, созданными “Аэросилой”.

С первых лет своего существования предприятие приобрело репутацию продуктивного разработчика воздушных винтов и гидромеханических регуляторов.

40-е годы

Самолеты с поршневыми двигателями

За короткий предвоенный период и в напряженные годы Великой Отечественной войны коллективом ОКБ было разработано более 12 типов воздушных винтов, выпущенных серийным производством в количестве более 100 000 штук.
Ими оснащались самолеты страны тех лет:
И-15, И-16,И-153, ЛИ-2, МиГ-3, СУ-3, Пе-2, Ил-2, Ил-4, Ил-10, ТУ-2, Пе-8 и другие.

За большой вклад в создание воздушных винтов с высокими аэродинамическими характеристиками, обеспечившими успехи Советской авиации, многие работники ОКБ были награждены Правительственными наградами.

50-е годы

Развитие турбовинтовой авиации

В послевоенные годы на смену авиации с поршневыми винтомоторными силовыми установками приходит турбовинтовая авиация.
Ее бурное развитие потребовало оперативного создания принципиально новых воздушных винтов и гидромеханических систем автоматического управления.

С этими задачами коллектив предприятия успешно справился, создав целое семейство надежных воздушных винтов и регуляторов для самолетов :
Ан-8, Ан-12, Ан-10, Бе-12, Ан-24, Ил-18, Ан-30, Ан-26 и Ан-32 и др.
Особые технические достижения предприятия связаны с созданием уникальных соосных воздушных винтов на мощность 14000 л.с. для самолетов Ту-95, Ту-114 и Ан-22 (“Антей”).

Эти винты до сих пор не имеют аналогов в мировом винтостроении.

Для самолетов Ту-95 и Ту-114 они обеспечили достижение крейсерской скорости полета до 800 км/час, а для самолета Ан-22 непревзойденную тяговооруженность.

На предприятии также создаются воздушные винты для экранопланов и аэросаней, а также рулевые винты для вертолетов Ми-6, Ми-10, Ми-10К и Ми-1

60-е — 70-e годы

Развитие тематики вспомогательных газотурбинных двигателей

В период бурного развития реактивной и относительного спада турбовинтовой авиации “Аэросиле” было поручено еще одно технически емкое и принципиально новое для предприятия тематическое направление.
И вот уже более 50 лет коллектив занимается созданием вспомогательных газотурбинных двигателей с маркой ТА, предназначенных для запуска маршевых двигателей самолетов и вертолетов, кондиционирования кабин и салонов, питания электроэнергией бортовых систем, а также для использования в качестве наземных установок авиационного назначения.

Созданные на предприятии ВГТД устанавливаются на самолетах :
Ту-134А, Ту-154, Ту-154Б, Ту-154М, Ил-62М, Ил-76Т, Ил-76МД, Як-42, Ту-160, Ан-74, Ан-124, Ту-204, Ан-70
и других объектах.
Почти все отечественные самолеты и вертолеты (за исключением Ил-86 и Ил-96) оснащены ВГТД “Аэросилы”.

Сверхзвуковые самолеты с изменением стреловидности крыла

Предприятие приступило к созданию винтовых преобразователей — силовых шариковинтовых механизмов со встроенными редукторами для изменения стреловидности крыла самолета.

Эти уникальные по своим техническим характеристикам изделия были применены на самолетах
МиГ-23, Ту-22М, СУ-24, Ту-144, Ту-160 и др.
Являясь особо ответственными изделиями, винтовые преобразователи за все время многолетней эксплуатации не имели ни одного отказа.

   

70-е годы

Корабли на воздушной подушке

По заказу Судостроительной промышленности создается семейство подъемно-движительных комплексов для 6 кораблей на воздушной подушке:
“Скат”, “Мурена”, “Кальмар”, “Омар”, “Джейран” и “Зубр”.

Арсенал разработок предприятия пополнился еще пятью наименованиями воздушных винтов и шестью наименованиями нагнетательных вентиляторов.